КБМ при открытой страховке – какие бывают и что это значит
ОСАГО – страхование гражданской ответственности владельцами транспортных средств. Предусматривается на случай причинения ущерба третьим лицам по показателям: жизнь, здоровье, имущество.
Фундаментальный принцип страхования – планомерное сокращение в РФ автотранспорта, владельцы которого пытаются избежать или уклониться от своей гражданской ответственности.
Содержание
- 1 Что такое КБМ?
- 2 Как проверить свой коэффициент бонус-малус?
- 3 Какие бывают коэффициенты бонус-малус?
- 4 Кто, как и когда вносит в базу данных информацию о КБМ?
- 5 Как применяется КБМ при неограниченной (открытой) страховке?
- 6 Как применяется КБМ при ограниченной страховке?
- 7 Распространенные ситуации
- 8 Видео о коэффициентах бонус-малус при ОСАГО
Что такое КБМ?
КБМ (коэффициент бонус-малус) – это скидки за ситуации без аварий, предусмотренные для водителей. Действуют в продолжение одного года в отношении базовой тарифной ставки страхования. Система становится обоюдовыгодной для обеих сторон:
- Страховым компаниям нужны дисциплинированные водители, чтобы получать максимальную прибыль.
- Водителям, которые будут стремиться к аккуратности на дорогах, соблюдая правила вождения. Это предоставляет право получать т. н. «бонус» за каждый год без аварии в размере 5% от базовой тарифной ставки и ежегодно экономить на страховке.
В аварийном случае страховая компания применяет систему штрафов или «малус». Это приводит к увеличению стоимости страхового полиса. Иными словами – это система премирования или наказания для водителей.
Первоначально КБМ применялся исключительно к автомобилю. Впоследствии ситуация изменилась. Теперь КБМ применяют к человеку, управляющему автомобилем, т. е. водителю.
Как проверить свой коэффициент бонус-малус?
Для проверки КБМ существует несколько способов:
Сделать запрос из AИC PCA и заполнить необходимые формы:
- первое поле – фамилия;
- второе поле – имя;
- третье поле – отчество;
- четвёртое поле – дата когда родился владелец авто;
- пятое поле – серия водительского удостоверения;
- шестое поле – № водительского удостоверения;
- нажать «Enter».
Через несколько секунд АИС РСА предоставит ответ по указанным данным.
Созвониться со страховой компанией и назвать:
- № полиса страховки;
- Ф.И.О. из полиса.
Страховая компания может предоставить и письменное свидетельство в виде справки с подробным изложением информации по каждому случаю страхования.
Бонус можно посмотреть самостоятельно в полисе: в графе «Особые отметки» или рядом с Ф.И.О. водителя или самостоятельно рассчитать с помощью «Калькулятора ОСАГО». Из справочника кликом «мыши» выбираются необходимые данные:
- тип ТС;
- мощность двигателя ТС;
- собственник ТС;
- место прописки собственника ТС;
- период использования ТС;
- возраст и стаж водителей;
- страховка приобретается;
- грубые нарушения, штрафы;
- «Рассчитать».
Через несколько секунд «Калькулятор ОСАГО» покажет цену на полис.
Какие бывают коэффициенты бонус-малус?
Таблица КБМ
Класс (в начале страхования) | КБМ | МалусБонус | Класс и страховые возмещения, имевшие место по окончании предыдущих договоров | ||||
0возмещений | 1возмещение | 2 возмещения | 3возмещения | 4 и более возмещений | |||
М | 2,45 | 145% | 0 | М | М | М | М |
0 | 2,3 | 130% | 1 | M | M | M | M |
1 | 1,55 | 55% | 2 | M | M | M | M |
2 | 1,4 | 40% | 3 | 1 | M | M | M |
3 | 1 | нет | 4 | 1 | M | M | M |
4 | 0,95 | 5% | 5 | 2 | 1 | M | M |
5 | 0,9 | 10% | 6 | 3 | 1 | M | M |
6 | 0,85 | 15% | 7 | 4 | 2 | M | M |
7 | 0,8 | 20% | 8 | 4 | 2 | M | M |
8 | 0,75 | 25% | 9 | 5 | 2 | M | M |
9 | 0,7 | 30% | 10 | 5 | 2 | 1 | M |
10 | 0,65 | 35% | 11 | 6 | 3 | 1 | M |
11 | 0,6 | 40% | 12 | 6 | 3 | 1 | M |
12 | 0,55 | 45% | 13 | 6 | 3 | 1 | M |
13 | 0,5 | 50% | 13 | 7 | 3 | 1 | M |
Таблица КБМ – это 15 классов с коэффициентами от 2,45 до 0,5. Для водителя самый выгодный класс, исходя из таблицы – 13.
13 класс означает, что водитель на момент страхования имеет «безаварийный стаж вождения» от 10 лет и более, КБМ которого составляет – 0,5. Это гарантирует скидку на страхование в размере 50% базовой стоимости и чистую экономию за аккуратное вождение.
Для первого оформления страхования автолюбителю (он же будет и первым годом страховой истории), согласно правилам страхования, присваивается 3-й класс (КБМ = 1).
Первый год – это испытательный срок для водителя. Ни поощрений, ни взысканий не предполагается.
Водителю, который не допустил дорожных происшествий и страховые возмещения равны «0» (см. таблицу по горизонтали) присваивается 4-й класс (КБМ = 0,95). Т. е. в следующем страховом году автолюбитель удешевил полис на 5%. И так каждый раз при отсутствии страховых возмещений.
Одно страховое возмещение (см. таблицу по горизонтали) перемещает владельца авто на 1-й класс (КБМ = 1,55). Т. е. на следующий страховой год автолюбитель заплатит за полис на 55% или в 1,5 раза больше от базовой стоимости. По такому же принципу обстоят дела с двумя и более страховыми возмещениями.
Класс «М» – самый неудачный показатель. Помещает автолюбителя в «чёрный» список у страховиков. Это означает, что КБМ = 2,45 и цена полиса исчисляется по самой верхней границе, т. е. более чем в 2,5 раза дороже базовой.
Ситуация может поменяться, если автолюбитель не создаёт аварийных ситуаций в продолжение пяти лет. Только тогда ему присуждают 3-й класс (КБМ = 1).
Кто, как и когда вносит в базу данных информацию о КБМ?
Материалы (КБМ, класс водителя) содержатся в базах данных (далее – БД) АИС РАС.
Постановление правительства РФ от 01.01.2013 г. предусматривает правило, согласно которому вводится обязательная проверка страховой истории в БД АИС РАС. Кроме того, для расчётов КБМ достоверными являются сведения только из БД АИС РАС.
Коррективы и дополнения в БД АИС РАС вносятся исключительно страховыми компаниями. Сам РСА такими полномочиями не наделяется.
Страховым компаниям вменяется вносить коррективы сразу после заключения договора, но не позднее одного рабочего дня. Все изменения, касающиеся информативной составляющей полиса, а именно, смены фамилий, водительского удостоверения и др. необходимо письменно предоставить страховой компании с целью последующей корректировки в БД АИС РАС.
Как применяется КБМ при неограниченной (открытой) страховке?
Неограниченная (открытая) страховка – ситуация, когда автотранспортом управляет неограниченное количество лиц. Сведения относительно класса и КБМ учитываются из предшествующего договора, и присваиваются только владельцу транспортного средства. Об этом прописывается в договоре.
Если страховая история отсутствует, то при неограниченной страховке допускает применение к владельцу автотранспорта 3-го класса (КБМ = 1).
Как применяется КБМ при ограниченной страховке?
Ограниченная страховка – ситуация, когда автотранспортом управляет ограниченное число лиц, сведения о которых упомянуты договором.
Кроме того, договор указывает класс каждого в отдельности, а КБМ рассчитывается по тому водителю, чей класс наименьший (из расчёта, что 13 – наивысший класс, а 1 – наименьший).
Например:
- водитель № 1 имеет 5-й класс (КБМ = 0,9);
- водитель № 2 имеет 8-й класс (КБМ = 0,75).
Расчёт КБМ будет произведён по водителю № 1 т. е. КБМ = 0,9. При этом каждый водитель сохранит свой класс. В случае отсутствия страховой истории в ограниченной страховке допускается применение 3-го класса (КБМ = 1).
Распространенные ситуации
Ситауция № 1: Что, если у меня не было происшествий, но при проверке показывает класс KБM = 3 (коэффициент – 1) или пишет, что ничего нет?
Ответ:
- Проверить корректность введённых данных.
- Если имели место изменения сведений из договора с момента последнего заключения (смена фамилий, новое водительское удостоверение и др.). Необходимо сообщить в страховую компанию и переоформить договор с изменениями.
- Сведения о КБМ сохраняются за автолюбителем в течение одного года с момента заключения минувшего договора. Если времени прошло более чем один год, данные автоматически переходят в первоначальный вид, т. е. присваивается 3-й класс при КБМ = 1. Проверить последнюю дату договора.
- Обратиться в РСА, чтобы получить сведения о достоверной информации. Чтобы не потерять время на разбирательствах заключить договор на тех условиях, которые предлагает страховая компания. Впоследствии в судебном или ином порядке можно будет возместить ущерб. Для РСА представить следующие документы (ксерокопии или отсканированные): заявление, заполнив все строки и изложив суть претензии; договоры страхования (последний и нынешний); удостоверение водителя. Ксерокопии отправить почтой по адресу: 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 27, стр. 3 или сканированные изображения по электронным адресам: request@autoins.ruили rsa@autoins.ru. Претензия рассматривается в срок от трёх месяцев до года. Ответ направляется заявителю посредством почты.
- При положительном решении составить заявление для страховой компании и заказать перерасчёт показателей класса и КБМ. Руководствуясь заявлением, в страховой компании произведут перерасчёт и переоформят договор.
Ситуация № 2: Что если у меня не было аварий, но мой KБM (класс) обнулился по вине фирмы страхования? Можно ли восстановить КБМ?
Ответ: Если вопрос со страховой компанией невозможно решить в добровольном порядке, необходимо следовать п. 4. Не исключается, что вопрос будет разрешаться в зале суда.
Ситуация № 3: Почему мне не учитывают КБМ, если я страхуюсь на срок меньше года?
Ответ: Страхование оформляется на один год и КБМ исчисляется из этого же показателя.
Видео о коэффициентах бонус-малус при ОСАГО
Обязывая автовладельцев страховать ответственность, закон предоставляет всем равные возможности. Иными словами, ничто не запрещает повышать мастерство вождения и сохранять уважение к участникам дорожного движения. При этом избегая правонарушений с необратимыми последствиями. Автолюбитель должен понимать, что страхование – это не только денежные издержки, но и гарантия его безопасности на дорогах. Всегда помните, что кроме денег есть вещи более ценные и важные!
у меня муж лет 10 без дтп уже ездит, у него сейчас 13 класс-это по моему самый высокий, но могу ошибаться, так как не очень в этом разбираюсь) не скажу, что с каждым годом все больше денег экономим-просто не приходится платить больше, сейчас цены на автострахование очень сильно выросли. и у самих нервы целы, из за того, что машинка цела, и еще неплохая возможность сэкономить.
Если я всё правильно понимаю, то можно использовать и чужой бонус-малус. Моя подруга ездит на автомобиле своего деда (по доверенности). У самой у неё стаж вождения небольшой. А вот её дед уже 15 лет отличается аккуратной безаварийной ездой.
Соответственно, полис ОСАГО было решено оформлять не деда, используя при этом его бонус-малус. Так получается значительно дешевле, чем оформлять полис на того, кто в самом деле будет водить авто.