Ответственность туроператоров, страхование
Туристический отдых напрямую связан с разного рода рисками, непредсказуемыми ситуациями и неприятностями. Они могут омрачить все впечатления, испортить поездку. Иногда туроператор просто не в состоянии решить проблему, но негативные отзывы клиентов портят всю репутацию и отпугивают других людей.
Содержание
- 1 Определение условий
- 2 Объект страхования
- 3 Страховые случаи
- 4 Порядок заключения договора
- 5 Сроки страхования и ответственности по страховому договору
- 6 Страховые суммы и лимит ответственности
- 7 Страховой тариф и страховая премия
- 8 Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая
- 9 Выплата страхового возмещения
- 10 Разрешение спорных вопросов
- 11 Ответственность туроператора и турагента
Определение условий
В последнее время все чаще стали происходить банкротства туристических компаний. Это ситуация, когда туристы отправляются за рубеж, выселяются из гостиницы и долго не могут покинуть страну из-за того, что оператор не выполнил свои обязательства до конца. Для исключения подобных ситуаций используется страхование ответственности туристических операторов. Компании настаивают на 2—х типах договора. Первый – гарантированная медицинская помощь в принимающей стране, а второй – страхование гражданской ответственности является гарантом того, что оператор выполнит все условия договора.
Целью всего этого является защита интересов потребителя и повышения доверия к туристическим компаниям. Вначале фирма узнает о предложениях страховых организаций, работающих в сфере туризма. После выбора партнёра рассчитывается план гарантий, способных покрыть расходы на возмещение потерь всех клиентов, находящихся за границей.
Когда стороны приходят к единому соглашению, они заключают договор. Согласно его условиям турфирма обязана регулярно вносить страховые взносы, а партнер обеспечивает страхование.
Объект страхования
Страхование ответственности компании немного отличается от стандартных форм договоров. В соглашении идет речь о финансовых интересов компании, которые могут быть ущемлены из-за компенсации расходов клиентов. Таким образом, компания обязуется возместить потребителю расходы при следующих обстоятельствах:
- клиент не доставлен на место отдыха;
- нарушены условия расселения;
- качество услуг не соответствует заявленному;
- нарушение условия договора.
В подобных разбирательствах потребитель может потребовать от туроператора не только возмещения оплаты услуг, но и компенсации морального ущерба.
Объектом страхования выступают имущественные, материальные, а также нематериальные интересы компании.
Страховые случаи
Это моменты, при наступлении которых страховая компания обязуется компенсировать расходы клиента. Можно упомянуть наиболее часто встречающиеся случаи, когда страховщик согласен выплатить возмещение ущерба третьих лиц:
- Непреднамеренные ошибки, допущенные при оформлении въездных документов;
- Неточности, получившейся при написании трансферного договора;
- Неприятности, связанные с оформлением билетов на самолет/поезд/автобус;
- Неточное, неправильное информирование клиента о предлагаемых услугах;
- Ошибки, непредвиденные ситуации, получившиеся при бронировании жилого места на отдыхе;
- Отсутствие запланированных экскурсий;
- Недостаточное, проблемное питание отдыхающих.
Моменты, не являющиеся страховым случаем:
- Виновник происшествия – турист или другой заказчик продукта;
- Требуется возмещение упущенной выгоды или морального ущерба;
- Траты, произведенные туристом за рубежом во время отдыха по собственному решению и не подкрепленные договором о продаже туристического продукта;
- Траты, произведенные туристом и не обусловленные нормами качества реализации услуги;
- Штрафы, пени, неустойки;
- Расходы от выгододержателя, связанные с его неисполнением обязательств, неявкой, не заселением и др.
Если ответственность оператора застрахована, потребитель может не получить компенсацию. К примеру, если компания докажет, что расходы были причинены лицу из-за того, что он не исполнил свои обязательства (не явился на транспортную посадку и т.д.), в чем нет вины фирмы. Другая ситуация – вылет задержан из-за погодных условий.
Порядок заключения договора
Описанный выше страховой договор может быть заключен между туристической фирмой и компанией (физическим или юридическим лицом). Предметом защиты становятся конечные интересы (имущественные, личные и др.) клиента или прочих лиц, которые пострадали от ущерба. При заключении договора в нем обязательно отмечаются следующие существенные условия договора:
- предмет защиты;
- случаи, признающиеся страховыми;
- лимит ответственности страховщика;
- срок действия договора и варианты его продления;
- документы, подтверждающие принадлежность к страховому случаю;
- реквизиты, подписи сторон.
Страховщик не освобождается от выплаты, если случаи наступил по умыслу туроператора. Подобная норма введена, чтобы максимально защитить интересы туриста.
Сроки страхования и ответственности по страховому договору
Положение «Об основах туристической деятельности» РФ регламентирует, что страхование гражданской ответственности является обязательным для работы турфирмы. Без этого договора компания не имеет право получить разрешение на туристическую деятельность на территории России (выдается Ростуризмом). При этом соглашение между страховщиком и оператором заключается на период не менее 1 года. Дальше пролонгация обязательна, если турфирмы не заявила (за 90 дней до окончания срока текущего договора) о необходимости пересмотра условия, написания нового документа. О желании прекратить сотрудничество должно быть указано также за 3 месяца до конечного срока.
Рекомендуется перед покупкой туристического предложения у оператора, предварительно потребовать все лицензирующие и правоустанавливающие документы. Эта мера поможет в будущем избежать серьезных проблем.
Страховые суммы и лимит ответственности
Параметры договора, в частности размер страховой суммы и ограничения ответственности туристической компании регламентируется типом деятельности и объемом ежегодной выручки за реализованные продукты и предложения. Таким образом, фирма, продвигающая свою работу только на внутреннем рынке, обязана заключить соглашение с покрытием от 500 тысяч рублей. А компания, годовой оборот которой, например, превышает 300 миллионов рублей, должна подготовить страховую «подушку» на сумму не менее 100 миллионов. Лимит ответственности на территории России ограничивается и не может превысить страховую сумму.
Когда компания работает в международном формате, минимальный размер финансового обеспечения увеличивается до 10 миллионов (с 2008 года). Если договор был заключен до изменений, то в расчет берутся двойные лимиты (до 2008 года – 5 миллионов, после – 10).
Страховой тариф и страховая премия
Все зависит от срока страхования. Если он не превышает годовой отрезок или в договоре просто не указаны другие пометки, стандартная тарифная ставка для компаний туристического направления составляет 0.95% от объема страховой суммы.
При расчете премии всегда стоит брать во внимание коэффициенты, которые могут сильно повлиять на результат. Они могут, как повысить, так и понизить уровень стандартной ставки. В этот раздел входят следующие характеристики организации:
- дата регистрации компании (период нахождения на рынке);
- объем денежного оборота за год;
- результаты финансовых проверок;
- объём открытых, поданных исковых заявлений.
Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая
Когда наступит страховой случай, застрахованное лицо должно выполнить следующие действия:
- в течение суток сообщить о проблеме по указанному в договоре номеру телефона;
- кратко описать происшествие;
- указать свое месторасположение и контакты.
В такой ситуации телефонный разговор оплачивается вызываемой стороной.
Несвоевременное уведомление страховщика о наступлении страхового случая может послужить причиной для полного или частичного отказа от перевода компенсации.
По возвращению в родное государство (место постоянного проживания) клиент оператора обязан обратиться к страховщику с письменным заявлением о желании получить выплату. К этому документу требуется приложить оригинал страхового соглашения и все бумаги, полученные и сохранённые за границей (чеки, выписку и др.).
Выплата страхового возмещения
Порядок перевода компенсации в действующем законодательстве России описан не полностью и регулируется только поверхностно. Правила выплаты у разных страховых организаций могут сильно отличаться. Главным требованием является отсутствие противоречий с текущими законами страны.
Основанием для претензий на возмещение является наступление страхового случая, который обязательно отмечен в соглашении. После признания факта происшествия, формируется акт. В нем отражается, что заинтересованная сторона настаивает на компенсации. Сроки выплат особо не контролируются, но обычно они не превышают 1 месяца.
Разрешение спорных вопросов
Туристические компании сильно рискуют, предлагая клиентам свои продукт. В этом виде деятельности участвует слишком большое количество партнеров и поставщиков. Речь идет о транспортных фирмах, собственников гостинца и отелей, экскурсионных операторах и прочих.
Страховой случай может наступить при неправильном, некачественном оказании услуг любого из партнеров. Все претензии будут предъявлены туроператора. Вся эта рутина и путаница часто приводит к спорным моментам, а решать их приходится в судебном порядке.
Ответственность туроператора и турагента
Согласно законодательству, если туроператор не согласен ответить на высказанные ему претензии и требования, то пострадавшее лицо имеет право направить иск в суд. Если отказ окажется необоснованным, компания может быть дополнительно оштрафована на половину суммы, оговоренной в роли компенсации.